Грузовики БАЗ: новаторский подход и их будущее

Не так давно наши читатели узнали о тяжёлых грузовиках марки БАЗ, которые были разработаны на основе технологий, предоставленных Брянским заводом колёсных тягачей (БЗКТ). Производственная площадка расположена в Шушарах под Санкт-Петербургом – здесь ранее выпускалась техника MAN. Проект начинался на Обуховском заводе, который входит в структуру корпорации «Алмаз-Антей», однако позднее была создана новая компания «Романов» для работы в гражданском сегменте. Концепция тяжёлого грузовика с независимой подвеской всех осей и возможностью движения по дорогам общего пользования была формализована в 2021 году. В начале 2022 года начались работы над инженерными решениями, а в 2023 году был завершён ходовой макет. Запуск производства запланирован до конца этого года, при этом доступны модели на шасси 6х6, такие как седельные тягачи и самосвалы, с возможностью выбора из пяти кабин. Как сообщил директор по маркетингу АО «Романов» Александр Бредихин, в течение трёх лет компания планирует достичь уровня продаж в 2000 автомобилей ежегодно. На 2026 год запланировано продать 600 единиц, что является требованием специального инвестиционного контракта, подписанного с Минпромторгом. Бредихин добавил, что уже сейчас зарегистрировано больше заказов, чем производственные возможности компании. По его словам, общий российский рынок грузовиков 6х6 оценивается примерно в 6000 автомобилей в год, и прогнозы по продажам не кажутся слишком амбициозными. Предсерийный образец уже передан в опытное использование к Газпрому, он будет работать в Ямбурге, который находится за Полярным кругом. В ближайшее время в эксплуатацию поступит ещё один БАЗ для работы в Краснодарском крае, а через полгода планируется анализ их работы на основе отчётов. Следующий этап включает в себя разработку версия 8х8 и 10х10. Бредихин подчеркнул, что модульная структура шасси БАЗ обеспечивает возможность добавления различных осей, что упрощает унификацию всех компонентов. Передняя и средняя оси практически идентичны. Проверим одну из моделей самосвала (модификации S31A50, S31A51), предназначенную для перевозки сыпучих материалов с механизированной разгрузкой. Кабина этого автомобиля состоит из стального каркаса и пластиковых панелей, а расстояние между осями может варьироваться до 4800 мм. Полная технически допустимая масса достигает 30 тонн. Двигателем является дизельный ЯМЗ-6531, который оснащён 6 цилиндрами и рабочим объёмом 11 122 кубических сантиметра. Коробка передач включает 9 ступеней. В раздаточной коробке имеется пониженная передача 1,520. Александр Бредихин ответил на вопрос о возможной необходимости реализации машин с убытком, пояснив, что у любого проекта есть фаза затрат до начала получения прибыли. Однако он уверен, что грузовики будут востребованы на рынке, и срок окупаемости составит менее 10 лет.