Проблемы в сегменте среднетоннажников и тяжёлой техники: взгляд РОАД
В ходе пресс-конференции ассоциации РОАД 4 декабря в Москве акцентировалась внимание на кризисе в сфере коммерческого транспорта. Вице-президент организации Виталий Киселев поделился тревожными статистическими данными, свидетельствующими о снижении числа среднетоннажных автомобилей (MCV). С 2016 года по прогноз на 2025 год количество подобных автомобилей на дорогах сократилось с 2,3 до всего лишь 1,727 миллиона. Также происходит увеличение среднего возраста этих автомобилей, который сейчас составляет практически 28 лет. Многое зависит от региона: зачастую эксплуатируются устаревшие модели, такие как ЗИЛ, что актуально для отдаленных районах.
В части тяжелой техники интересные показатели были представлены Максимом Шишко, экспертом компании "Глобал трак сервис". Он озвучил, что доля китайских производителей была снижена с 60% до 53%, а российские производители, в свою очередь, улучшили свои позиции с 28% до 38%. Вместе с тем общее количество сделок упало чуть ли не вдвое, а прогноз на 2025 год по продажам остаётся опасно низким с ожидаемыми 46 тысячами грузовиков для тяжелого сегмента. Аналогично лишь в кризисные годы 2009, 2014 и 2015 годах наблюдался такой же спад.
Текущий рынок тяжелых грузовиков показал рекордные продажи в прошлом году — 125,7 тысяч единиц. Однако излишки товаров на складах сказались на итогах нынешнего года, когда этой нагрузкой вынуждены заниматься компании — многие из них начинают продавать продукцию даже в убыток. Причём запасы китайских автомобилей, произведенных по российским спецификациям, остаются неподвижными на складах, ожидая своего времени даже после изменения условий растаможки.
Обеспокоенность была вызвана и тем, что ключевые китайские игроки функционируют на российском рынке с отрицательной маржей, что вынуждает участников действовать в условиях значительного снижения доходов от бизнеса и заставляет перевозчиков отказываться от обновления автопар. Число нереализованных автомобилей достигло внушительных размеров, значительно превышая объемы продаж.
Ожидается, что в сегменте HCV в ближайшие годы покупают не более 4 тысяч машин за месяц, в то время как в этом году в продажах удалось достичь 10 тысяч. Как отмечают эксперты, улучшение этих показателей возможно только в случае положительных изменений в политической обстановке.
По результатам 2023 года наибольшее число продаж в сегменте HCV удерживает КАМАЗ с 12,6 тысячами автомобилей и долей 30,1% на рынке. Следуют Sitrak, Shacman и FAW, а также менее известные производители, такие как Ural и Valdai.